снг содружество независимых государств штаб квартира

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Образовано 8 декабря 1991 года руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркмения, которые тем самым де-юре не являются государствами — членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам — учредителям и государствам — участникам Содружества. Туркмения с 2005 года участвует в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».

24 сентября 1993 года главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей сипы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. Парламент Грузии 14 августа 2008 года принял постановление о прекращении действия в отношении Грузии «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 года, «Решения Совета глав государств СНГ о принятии Устава Содружества Независимых Государств» от 22 января 1993 года и «Договора о создании Экономического союза» от 24 сентября 1993 года. 18 августа 2009 года завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.

Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

— осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

— обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

— содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Экономический совет, Межпарламентскую ассамблею и Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ.

Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 80 органов отраслевого сотрудничества. Они развивают взаимодействие государств-участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве.

С октября 2007 года председателем Исполнительного комитета — Исполнительным секретарем СНГ является Сергей Лебедев.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

С марта 1994 года СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД в апреле 1994 года.

Источник

Организационная структура Содружества Независимых Государств

Основополагающими правовыми документами Содружества Независимых Государств являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 года, Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 года, Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли ещё восемь стран: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

22 января 1993 года главами государств был принят Устав Содружества, который подписали и ратифицировали все государства, кроме Туркменистана и Украины. В мае 1996 года Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в качестве международного соглашения. 19 января 1996 года были утверждены положения о флаге и эмблеме СНГ.

Высшие органы СНГ – Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия Совета глав государств, в частности, входит решение принципиальных вопросов Содружества, связанных с общими интересами государств-участников, в том числе внесение поправок в Устав СНГ, создание новых или упразднение существующих органов Содружества. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Порядок работы СГГ и СГП, так же как СМИД и Экономсовета СНГ, организация и проведение их заседаний, подготовка и принятие документов определены новыми Правилами процедуры, утвержденными Решением СГГ от 7 октября 2002 года. Отдельными решениями установлено, что Совет глав правительств проводит четыре заседания, а Совет глав государств – два заседания в год.

Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно каждым государством-участником «на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств-участников, на срок не более одного года, если иное не будет установлено соответствующим Советом» (Правило 8-е Правил процедуры). Предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего Председателя.

Председатель СГГ – Президент Украины (с января 2003 года).

Председатель СГП – Премьер-министр Киргизии (с апреля 2003 года).

В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере 24 сентября 1993 года учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД), который проходит, как правило, накануне заседаний СГГ и СГП СНГ. В контексте совершенствования деятельности органов СНГ 2 апреля 1999 года утверждено новое Положение о СМИД.

Председатель СМИД – Министр иностранных дел Украины (с апреля 2003 года).

Ключевая роль в деле формирования единого экономического пространства государств – участников СНГ отводилась созданному в октябре 1994 года Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК), аппарат которого по новой схеме органов СНГ в реорганизованном виде вошел в состав Исполнительного комитета Содружества (Решение СГГ, 2 апреля 1999 года).

В целях обеспечения реализации решений СГГ и СГП по вопросам социально-экономического сотрудничества создан Экономический совет СНГ, положение о котором было принято решением СГГ 25 января 2000 года в Москве.

Учрежденный 6 июля 1992 года Экономический суд призван обеспечивать единообразное применение соглашений в рамках Содружества, выполнение экономических обязательств путем разрешения возникающих споров, давать толкование договорных актов СНГ и его институтов.

В качестве органа Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства стран Содружества 14 февраля 1992 года учрежден Совет министров обороны (СМО).

Решением глав государств от 24 декабря 1993 года утверждено Положение о Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств – участников Содружества (в его состав входят представители всех государств – участников СНГ, за исключением Украины и Молдавии). Место нахождения Штаба – Москва.

В целях усиления взаимодействия пограничных войск стран Содружества 6 июля 1992 года создан Совет командующих пограничными войсками (СКПВ), в состав которого входят представители всех государств – участников СНГ. Постоянным рабочим органом СКПВ является Координационная служба.

В интересах сближения национальных законодательств стран СНГ решением руководителей парламентов в Алма-Ате 27 марта 1992 года создана Межпарламентская ассамблея (МПА) государств – участников СНГ (штаб-квартира в Санкт-Петербурге). В апреле 1999 г. было оформлено членство Украины в МПА. Туркмения и Узбекистан не участвуют в работе Ассамблеи.

На основе подписанных в рамках СНГ документов созданы и функционируют другие органы Содружества – Совет министров внутренних дел, Совет руководителей таможенных служб, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, а также отраслевые советы и комитеты по отдельным направлениям сотрудничества. В настоящее время проводится работа по оптимизации структуры и повышению эффективности деятельности отраслевых органов Содружества (в соответствии с Решением СГТ от 7 октября 2002 года).

Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ во главе с Председателем – Исполнительным секретарем СНГ (Решение СГГ, 2 апреля 1999 года). Совет глав государств утвердил Положение об Исполкоме СНГ 21 июня 2000 года.

4 июля 2001 года между Правительством Российской Федерации и Исполнительным комитетом СНГ подписано Соглашение об условиях пребывания Отделения Исполкома Содружества на территории Российской Федерации (Москва).

В рамках оптимизации структуры и повышения эффективности деятельности СНГ решением СГГ от 7 октября 2002 года было установлено сокращение численности персонала органов СНГ.

Источник

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств
200px Flag of the CIS.svg
Флаг СНГ
100px Emblem of CIS.svg
Эмблема СНГ
300px Commonwealth of Independent States.svg
члены СНГ
юридически не член СНГ, фактически член СНГ (Украина)
ассоциированный член СНГ (Туркмения)
бывший член СНГ (Грузия)
Штаб-квартира 22px Flag of Belarus.svg Минск, Белоруссия
Члены СНГ

Члены:
22px Flag of Azerbaijan.svg Азербайджан
22px Flag of Armenia.svg Армения
22px Flag of Belarus.svg Белоруссия
22px Flag of Kazakhstan.svg Казахстан
22px Flag of Kyrgyzstan.svg Киргизия
22px Flag of Moldova.svg Молдавия
22px Flag of Russia.svg Россия
22px Flag of Tajikistan.svg Таджикистан
22px Flag of Uzbekistan.svg Узбекистан
Ассоциированный член:
22px Flag of Turkmenistan.svg Туркмения
Не ратифицировала Устав СНГ:
22px Flag of Ukraine.svg Украина
Вышла из состава СНГ в 2009 году:
22px Flag of Georgia.svg Грузия

Рабочий язык Русский
Исполнительный секретарь 22px Flag of Russia.svg Сергей Лебедев
Страна-председатель 22px Flag of Turkmenistan.svg Туркмения
(с 01.01.2012)
Образование 8 декабря 1991
Население 272 433 087 чел.
Официальный сайт http://www.e-cis.info/

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Содержание

Создание организации

300px RIAN archive 848095 Signing the Agreement to eliminate the USSR and establish the Commonwealth of Independent States

magnify clip

300px RIAN archive 41059 CIS heads of state

magnify clip

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. [1]

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). [8] Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия. [10]

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. [11] Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил. [12]

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. [13]

История интеграции стран СНГ

Государства — участники Содружества

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств. [15]

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. [15] Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств). [16]

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе. [17]

О своём намерении войти в СНГ заявляли в разные годы власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Их делали:

Цели организации

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства — участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. [33]

Основными целями организации являются:

К сферам совместной деятельности государств — участников относятся:

Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства — участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год [36] Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств — участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. [37] Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. [38] Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств — участников Содружества. [39]

Председатель Совета глав государств

250px Belarus Minsk CIS Headquarter 1

magnify clip

Председатель Совета глав правительств

Председатель Совета министров иностранных дел

Постоянно действующий орган СНГ — Исполнительный комитет СНГ в Минске (Белоруссия) и его Отделение в Москве (Россия). [42]

Исполнительные секретари СНГ

Должность исполнительного секретаря введена в 1993 году:

Другие органы СНГ

220px Stamp of Russia 2011 No 1542

magnify clip

Другие интеграционные объединения с участием стран СНГ

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ — организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали бывший президент Украины Виктор Ющенко и президент Грузии Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

СНГ — военные организации

На сентябрьском (2004 года) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ — в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации.

В 2002—2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения.

Одна из оборонных структур — это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд руб. против 800 млн руб. в 2004 году.

Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ

Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил СНГ — первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ

Начальники Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ

Секретари Совета министров обороны государств-участников СНГ

Россия и СНГ

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Н. А. Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». [источник не указан 650 дней] Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства.

Межпарламентская ассамблея СНГ

В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ — России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении (с 1995), Азербайджана, Молдовы, Грузии (с 1997), Украины (с 1999).

Встречи глав государств-членов СНГ

Социальное развитие стран СНГ

Критика

—«Советская Россия» от 29 декабря 2007 года, статья В.Отставных

Государства – члены СНГ не в состоянии договориться ни о едином экономическом пространстве, ни о единой социальной и национальной политике, ни о единых вооруженных силах, иными словами, не могут решить «общие вопросы». Продуктивно ли в подобных условиях выдвигать вопрос частный.

Монеты

Центральный банк РФ отчеканил несколько памятных монет, посвященных Содружеству Независимых Государств.

120px RR5009 0013

Аверс 1 рублевой монеты 2001 года из медно-никелевого сплава

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Все про дома и постройки
Adblock
detector