Живой музей «Дача Константина Коровина»
Вдохновленный прелестью пейзажей русского Севера, Константин Алексеевич Коровин купил в 1897 году участок земли у Саввы Мамонтова в деревне Охотино недалеко от Переславля-Залесского. Здесь по проекту самого Коровина московским архитектором Виктором Александровичем Мазыриным был построен дачный дом. Мазырин был другом Коровина по Училищу живописи, ваяния и зодчества. Позже фасад дома Коровин отразил в декорациях «Усадьба Лариных» к опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Натуральная спокойная деревенская атмосфера сохранилась здесь и поныне. Величавые вековые сосны вдоль тропы Коровина-Шаляпина, берёзовые рощи и цветущие поляны, полные ягод, заливные луга и крутые песчаные отвесные берега, рыбные пруды-старицы вдоль русла Нерли формируют то самое ощущение и настроение, которое старались в своих полотнах передать зрителям первые русские импрессионисты во главе с Коровиным.
Дача Коровина уже при его жизни перестраивалась, а потом после отъезда Коровина в эмиграцию – снова. Здесь была и сельская школа, следы которой были заметны еще в 70-е годы – в комнатах стояли парты, висели школьные доски. Потом дом стал базой отдыха Мытищинского завода художественного литья (Завод монументальных скульптур), входивший в Художественный Фонд России. Завод изготавливал памятники известным людям и до 90-х годов прошлого века у завода были заказы, дом был в хорошем состоянии. Иногда там жили художники, но Союзу художников этот дом никогда не принадлежал. Когда завод закрылся, Художественный Фонд России о доме забыл и к середине 90-х дача стала числиться бесхозным объектом и долгое время находилась в запустении.
Музей был открыт 11 сентября 2015 года, в день памяти Константина Коровина.
Экскурсия: Переславль-Залесский – дача-музей художника К. Коровина в Охотино Код экскурсии: 14208
Автобусная экскурсия из Москвы. Благотворительная экскурсия в поддержку семьи Топорковых. Все средства от продажи экскурсии поступят на банковский счёт семьи Топорковых для восстановления дома и музеев. В ночь с 26 на 27 июня в г. Петровске, Ярославской области произошёл пожар. Наши многолетние и любимые партнёры – творческая семья Топорковых – лишилась своего дома. Сгорело всё. В том числе в огне погибли с любовью созданные ими: музей Ежа Петровича, музей топора, иконописная мастерская, множество ценных экспонатов. Эта чудесная многодетная семья живёт любовью и интересом к родному краю и его традициям. Они пишут иконы, возрождают народные ремёсла, собирают легенды и сказки ростовской земли. Они дарят радость людям. Мы хотим поддержать семью Топорковых в сложный период и помочь в восстановлении их дома и музеев.
Возродим Музей Ежа Петровича. Переславль-Залесский.
Возродим Музей Ежа Петровича. Переславль-Залесский.
Возродим Музей Ежа Петровича. Переславль-Залесский.
Возродим Музей Ежа Петровича. Охотино.
Возродим Музей Ежа Петровича. Переславль-Залесский.
Возродим Музей Ежа Петровича. Переславль-Залесский.
Возродим Музей Ежа Петровича. Переславль-Залесский.
Возродим Музей Ежа Петровича. Охотино.
Возродим Музей Ежа Петровича. Охотино.
Экскурсия: Переславль-Залесский – дача-музей художника К. Коровина в Охотино Код экскурсии: 14208
Тихий, одно- и двухэтажный Переславль-Залесский, город монастырей и храмов, родина Александра Невского… Здесь, на Красной площади, стоит Спасо-Преображенский собор – аскетичный, суровый и скупой на украшения. В этом соборе крестили Александра Невского, который и родился где-то здесь неподалёку, в давно исчезнувших княжеских палатах. В этом соборе возвели в сан Сергия Радонежского, здесь молились Иван Грозный, Дмитрий Донской, Пётр I… Сколько помнят эти древние белые стены…
Плещеево озеро – сердце Залесья, невероятно чистый водоём: дно здесь видно на глубине до 3 метров! Недаром наши предки наделяли озеро особой силой, считали его воду целебной, изгоняющей недуги и душевное беспокойство. Плещеево озеро сыграло важную роль в русской истории: на его берегах юный Пётр I положил начало русскому флоту, построив «потешную флотилию».
Никольский монастырь – один из старейших в России, был основан святым Димитрием Прилуцким, уроженцем Переславля-Залесского. Возрождённая в наши дни женская обитель покоряет сердца всех прихожан.
В 1897 году художник Константин Коровин купил у Саввы Мамонтова участок земли и построил дом в деревне Охотино. Из огромных окон веранды открывается прекрасный вид на поля. Здесь Константин Алексеевич устроил себе мастерскую. Живописец жил и работал в этом доме на протяжении почти 20 лет. Около 150 картин из 300 полотен Коровина написано в этих местах, среди которых «Охотино», «Вечер на террасе», «У мельницы» и многие другие. Усадьба становится самым любимым местом для художника и его друзей. Кто только здесь не бывал: Валентин Серов, Василий Ключевский, Максим Горький, Савва Мамонтов, Сергей Рахманинов и Любовь Орлова. Фёдор Шаляпин выкупил у Константина Коровина участок леса – так называемую Ратухинскую пустошь (Шаляпинку) – и по проекту Коровина построил себе дом. Между дачами друзей – 1,5 километра лесом. Обочину прямо в лесу засадили цветами. Дорога вьётся по высокому берегу Нерли меж золотистых стволов сосен.
Спокойная деревенская атмосфера сохранилась здесь и поныне. Величавые вековые сосны вдоль тропы Коровина-Шаляпина, берёзовые рощи и цветущие поляны, полные ягод, заливные луга и крутые песчаные отвесные берега, рыбные пруды-старицы вдоль русла Нерли формируют то самое ощущение и настроение, которое старались в своих полотнах передать зрителям первые русские импрессионисты во главе с Коровиным. До наших дней сохранилась только часть дома. Это высокая рубленая изба из огромных северных сосен. Полы и потолки из широченной толстой доски, бревенчатые стены помнят голос Шаляпина и хранят дух яркой творческой жизни. Обстановка дома частично представлена на картинах и фотографиях.
• транспортное обслуживание (автобус туристического класса)
• экскурсионная программа
• сопровождение гидом (путевая информация)
Фирма оставляет за собой право изменять порядок посещения экскурсионных объектов.
Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 24 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).
«В саду, где пела иволга…»
«В конце 19 века столичных жителей охватывает массовое помешательство под названием «дача». Подхватывает это поветрие и замечательный художник Константин Коровин. Он покупает у Саввы Мамонтова участок земли и строит в 1902 году из свежих душистых сосновых бревен дом в деревне Охотино. Из огромных окон веранды открывается прекрасный вид на поля. Здесь Константин Алексеевич устраивает себе мастерскую!. (см. ссылку ниже)
Вот так выглядела веранда дома-дачи Коровина на его картине. Репродукция.
Часто бывало так летом на террасе дачи вокруг стола сидит большая компания, горит под желтым абажуром лампа, у кого-то в руках гитара, кто-то поет, Коровин в стороне пишет. Так появлялись картины, на которых запечатлены моменты шумного, вечернего досуга в окружении близких друзей.
Но чаще художник изображал анонимных персонажей, в раздумье сидящих на террасе дома на фоне открывающихся красивых пейзажных далей.
Константин Коровин у себя на веранде в Охотино.
Обочину прямо в лесу засаживают цветами, дорога вьется по высокому берегу Нерли меж золотистых стволов сосен. Друзья каждый день навещают друг друга… К настоящему времени от дачи великого баса осталась только липовая аллея, лично посаженная Федором Ивановичем. За ней, там, где сейчас футбольное поле, был яблоневый сад. Несколько яблонек до сих пор напоминают о старых временах.
«Дом Шаляпина, построенный позднее, уже исчез с лица земли, а коровинская дача стоит как новенькая. Вы можете поверить, что с 1902 года она ничуть не изменилась, никто ее не сжег, чтобы освободить место под застройку?! Если поглядеть на доски потолка: их как будто сегодня положили. Светлые, широкие.
Нам рассказали, что внутри дома в коридоре было написано на стене: «Бегите отсюда». Мне кажется, сам Коровин ждал и охранял это место». (см. ссылку ниже)
Комната с печкой на картине Коровина.
«По воскресеньям и праздникам в церковь села Пречистое ходили семьи Шаляпиных, Казаковых, Мартьяновых и сам Коровин, здесь бывали В. Серов, С. Рахманинов и другие именитые гости. Федор Шаляпин пел с регентом церкви Никоном на клиросе, приятельствовал с местным священником». (см. ссылку ниже)
Коровин не сразу обстроился в Охотине. Сначала он снимал избу у ярославского мужика Ивана Васильевича Блохина в живописной деревне Старово, расположенной на противоположном высоком берегу Нерли. Позже у него же останавливались коровинские друзья, любившие приезжать сюда, чтобы поохотиться и половить рыбу.
Этот дом запечатлен на картине Коровина, получившей ошибочное название «Уголок в провинции. Улица в Переславле».
Из пойманной рыбы художники по очереди готовили уху, сохраняя рецепты приготовления в тайне друг от друга. Особенно вкусная она получалась у Серова, во всяком случае, так считал Коровин. Простая охотничья трапеза, романтика ночного костра, запахи полыни, преющих осенних листьев, стрекотание кузнечиков, бесконечные разговоры на разные темы создавали особую атмосферу, которую художник не мог забыть до конца своих дней, находясь в эмиграции.
«Русский музеум» Павла Свиньина
Давным-давно, за тридевять земель от Москвы и Петербурга, в Переславском уезде был построен дворец. Окна парадного фасада глядели в сторону губернского города Владимира.
За дворцом, на северо-восточном склоне холма раскинулась усадьба – парк с прудом, сад и лес. Все здесь было необычным для этих мест, а усадьба считалась одной из самых богатых во Владимирской губернии. Скорее всего, екатерининский вельможа, готовился к визиту мператрицы Екатерины и строил дворец для ее приема. Возможно, автором архитектуры дворца был сам знаменитый Василий Баженов.
Главный дом – двухэтажный, в форме подковы, имеет в длину около девяноста метров. Когда-то в боковых крыльях находились башни. Западная вмещала двухсветный зал с хорами, в восточной, расположилась домовая церковь.
Восточную башню венчал крест, а западную – вифлеемская звезда. Парадный двор был образован флигелями с башнями в виде шахматных фигур, восточная служила звонницей для колоколов церкви.
Позади двора начинался регулярный парк, террасами спускавшийся к пруду.
Кольцевой формы пруд окружал остров с «нижним парком». Фруктовый сад с оранжереей был надежно укрыт от ветров склоном холма. К усадьбе примыкал лес-«зверинец» – специально устроенное обиталище для диких животных, соседствовавших с домашним усадебным скотом. Большинство хозяйственных построек были кирпичными.
Зачем и кому понадобился такой огромный дом в сельской глуши? Кто в нем жил, кого принимали хозяева дома в своем двухсветном зале, с кем гуляли по аллеям чудного парка и охотились в «зверинце»?Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Смоленское сформировался при генерал-поручике Петре Сергеевиче Свиньине. Он то и построил на вершине холма обширный дом, больше похожий на Павловский дворец, чем на помещичьей дом, разбил парк, спускающийся к низине, где был выкопан пруд.
А самое ценное, что здесь есть уникальный школьный краеведческий музей. В основе коллекции – подлинные экспонаты русского быта и ремесел, собранные школьниками во время туристско-краеведческих походов, экспедиций и экскурсий. Возраст многих экспонатов датируется серединой и концом XIX века. Столько мы увидели «раритетов»! Оказывается, даже ручки к дверям и защелки на окнах еще времен П.С. Свиньина, сохранились книжные шкафы
из его библиотеки. Пополнение музейного фонда продолжается и сегодня в процессе краеведческой деятельности по близлежащим селам и деревням.
Темы экспозиции разнообразны: здесь и «История усадьбы Свиньиных-Козловских и ее владельцы», изразцы «Быт и ремесла крестьян XIX-XX веков», орудия труда крестьян села Смоленского, близлежащих сел и деревень, «Лагерь репрессированных «Зона». С 2000 года туристско-краеведческая деятельность в школе и деятельность музея осуществляются в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество».
Инициатором его создания руководителем является бывший директор школы, а сейчас учитель математики Опалева Галина Витальевна, которой помогает муж Владимир Александрович.
Его частная коллекция «Самоцветы» (цветные камни и окаменелости) уникальна и пользуется большим успехом, к тому же он очень любит мастерить … деревянных солдатиков. Каких здесь только нет!
Экскурсию нам проводили все по очереди: Галина Витальевна поведала нам историю дворцового ансамбля, и несколько историй-легенд из истории дома. Оказывается, в доме живет настоящее приведение! Его даже удалось сфотографировать, не верите? Мы тоже не поверили, пока нам не показали фото. В одном классе каждое утро на полу появлялось странное желтое пятно, и пока пятно не обвели с молитвами пасхальным яйцом, оно не исчезло. Вот так история!
Вика и Настя – начинающие краеведы проводили нас по террасам усадебного парка, вплоть до пруда «Кольцо» с «Островом любви». Пруд вырыли пленные французы в 1813-1815 годах, по замыслу Свиньина, должен был стать живым памятником мужества, доблести и славы русским солдатам, изгнавшим с родной земли наполеонскую армию. «Остров любви», некогда был соединен с «материком» перекидным ажурным мостиком с изображением Бородинского сражения на ограждении и считался главной достопримечательностью парка.
Павел Сергеевич Свиньин был широко известен в свое время как литератор, путешественник и неутомимый коллекционер. В его переславской усадьбе был настоящий музей, и хранились старинные рукописи, книги, картины, редкие монеты… Свиньин собрал коллекцию «редкостей», ее опись он назвал «Русский музеум Павла Свиньина». У каждого благого дела есть продолжение! «Музеем» живет, благодаря усилиям и руководству Смоленской школы. Так держать!
Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду.
Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.
История обретения святыни людьми загадочна и чудесна, как и все, к чему прикасается
рука Божья. Обитательницы монастыря ведут подробную летопись всех событий, в
которых фигурирует Крест Животворящий. Годеново – «вторая родин» этого великого
символа веры.
А все началось в далеком 15-м веке, в 1423-м году. Места эти издревле были топкими. Самое большое болото называлось Сахотским. И люди, и животные старались обходить его стороной. Однако именно тут пастухам явилось чудное виденье. В воздухе из столба света
возник крест с распятым на нем Спасителем. И рядом – Николай-Угодник с Евангелием. А глас с неба повелел незамедлительно построить здесь Дом Божий, в котором бы и разместился Животворящий Крест (в Годеново, повторяем, попал он позднее).
Жители окрестностей, боясь ослушаться, немедленно принялись за работу. Тем более что за ночь от болота не осталось и следа, земля оказалась сухой и пригодной к строительству. Деревянная церковь возвели достаточно быстро, и была названа Никольской – в честь Николая Чудотворца. Стала обживаться и местность вокруг – близ церкви появился поселок Никольский погост. Позднее его переименовали в Антушково. А в храме был выставлен Животворящий Крест – в Годеново он попал уже в 20-м веке. Никольский храм пережил несколько пожаров, пока в 1776 году на его месте не построили большую каменную церковь в три престола – главного в честь Креста, а также двух в честь Святого Николая и Покрова Матери Божьей. И уже в первой четверти 19-го века вокруг церкви в Никольском погосте решили выстроить монастырь. Прихожан к тому времени насчитывалось более полутора тысяч человек.
В 1933 году был перенесен в Годеново Животворящий Крест. В том, что Крест этот непростой, люди могли убедиться не раз. Когда горела Никольская церковь, его находили на пепелище совершенно не тронутым языками пламени. Словно Господь охранял Свой Знак, берег его для всех нуждающихся.
Сама же история чудотворства начинается не только с явления Креста, но и с гласа Всевышнего, который предупредил: «Кто с верой и молитвой придет к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых».
После этого действительно произошла целая череда знамений – от высохшего болота и образования удобной реки, на берегу которой выстроили первую Никольскую церковь, до чудесного спасения распятия на пожарище. Все эти события фиксировались монахами в специальной книге. Она, увы, сгорела, но сохранилось множество других записей, старинных свитков – свидетельств былого. В частности, когда проводился благодарственный молебен в честь того, что крест уцелел, «слепые прозревали, хромые начинали ходить прямо, больные оздоравливались». Подобное происходило и в Годеново. Животворящий Крест всем свою чудотворную силу.
В Ярославской области чуть не арестовали за долги дачу знаменитого русского живописца Константина Коровина
Охотино в неволе
Историческую дачу, гостями которой были Максим Горький, Федор Шаляпин, Валентин Серов и которую больше 100 лет назад построили по эскизам известного художника Константина Коровина, чуть не арестовали за долги муниципального учреждения. Впрочем, не все так грустно.
Классик русского пейзажа, один из первых отечественных импрессионистов, известный театральный художник Константин Коровин с удовольствием проводил время на даче, располагавшейся в деревне Охотино под Переяславлем-Залесским. Дачу построили в 1902 году по собственноручным эскизам Константина Коровина, потому он и воспринимал ее как родное гнездо. И даже вдали от переславских пейзажей, писал: «Душой живу больше в Охотине». Деревянный дом с гостеприимной верандой был местом отдыха, работы, встреч с именитыми друзьями: на даче в Охотино бывали Рахманинов, Серов, Ключевский, Горький, Шаляпин.
В перестроечное время стоявшее без присмотра здание дачи в конце концов было передано в собственность Переяславского района. Местные и столичные активисты – представители творческой интеллигенции Москвы, Ярославля, Переславля-Залесского, подключив региональные власти, инициировали ремонт дачи Коровина, а потом и создание музея художника. Открыли музей в Охотино в 2015 году, и он стал местом проведения нескольких тематических фестивалей (один, к примеру, носил характерное название «Искусство жить на даче»), выставок, Коровинских пленэров – и мероприятия эти стали заметными событиями в календаре культурной жизни региона.
Благоденствие едва не кончилось на днях: как сообщило ИА «Регнум», дача художника, находившаяся в оперативном управлении МУ «Центр развития и культуры», оказалась арестована за долги. Центр находится в состоянии ликвидации из-за объединения Переславля и Переславского района. Невыплаченные организацией налоговые долги якобы и стали причиной ареста дачи-музея. Местные общественники, встревожившись положением дел, приняли на круглом столе специальное обращение к депутатам городской думы. Поможет ли это музею, пока не понятно.
Несколько смягчает ситуацию разъяснение ярославских приставов: по их словам, МУ «Центр развития культуры» действительно ликвидируется, и долги на нем есть. Но при этом ареста как бы и нет. «Учреждение-должник находится в стадии ликвидации, – информирует пресс-служба УФССП России по Ярославской области. – В рамках исполнительного производства по взысканию налоговой задолженности больше года назад было вынесено постановление о запрете регистрационных действий на здание и автомобиль».
То есть речь идет не об аресте здания музея, а о запрете на регистрационные действия с ним. По крайней мере, пока.